Чем опасны и насколько выгодны сервисы поиска попутчиков
Водителям это помогает экономить затраты на топливо, а пассажирам — путешествовать быстрее, дешевле и с комфортом. Какие же плюсы и минусы таких поездок.
В канун майских праздников многие украинцы столкнулись с нехваткой билетов на поезда и автобусы на многие направления, а поехать на отдых своей машиной оказывается слишком затратно при нынешних ценах на бензин. Альтернативой может быть путешествие на попутке. Это часто и дешевле, и быстрее по времени (см. таблицу), да и многие предпочитают путешествовать именно на авто. Тем более что новые технологии позволяют не голосовать у дороги на выезде из города, а с помощью онлайн-сервиса карпулинга (от англ. car — машина и pool — объединение) заранее подобрать себе попутную машину. Интересны такие сервисы и водителям, которые хотят сэкономить: расходы на бензин можно разделить с пассажирами.
О растущей популярности совместных поездок говорит то, что появляется все больше сайтов, где можно найти попутчика, — на сегодня в Украине их уже больше десятка (например, blablacar.com.ua, avtostop.ua, poputka.ua, тематические группы в соцсетях, соответствующие разделы на досках объявлений olx.ua, ukrgo. com и др.).
Как это работает. Такой способ передвижения пришел в Украину из США и ЕС, где car pool — это целое движение, которое появилось после того, как для автомобилей с заполненным салоном выделили отдельные полосы (то есть ехать в одиночку получалось дольше). У нас такие сервисы появились несколько лет назад.
Механизм простой. На сайте нужно зарегистрироваться, поставить отметку о том, кто вы сегодня (водитель или пассажир), и задать маршрут (либо выбрать наиболее подходящий из списка предложений), а также цену, которую вы хотите получить либо готовы заплатить. После поездки желательно оставить отзыв о попутчике на сайте — для, так сказать, контроля качества.
Подводные камни. Главный недостаток таких поездок — сильная зависимость от человеческого фактора. «Отзывы были хорошие, а на практике оказалось, что водитель часто нарушает и рискует, просто пассажиры до меня этого не поняли. Доехал, конечно, но было страшно, а на мольбы ехать спокойнее он на меня накричал. Кроме того, мы ехали вчетвером на «Ланосе», и на заднем сидении было очень тесно», — говорит киевлянин Алексей. Бывают недовольны и водители, ведь попутчиками являются случайные люди, от которых можно ждать сюрпризов. Так, наш читатель Вадим говорит, что он попробовал сервис лишь раз и больше не хочет: «Пассажиры вроде воспитанные люди, а на сиденье налепили жвачку. Неприятно».
Также возможны проблемы по техническим причинам. «Позвонил утром, чтобы удостовериться, не отменилась ли поездка. А водитель сказал, что ночью стал на ремонт — заглючила электрика. О таком необходимо сообщать не за час до поездки! Но в ответ на претензию он сказал лишь, что проблема возникла среди ночи и он постеснялся звонить», — написал пользователь одного из таких сервисов — Сергей К.
Советы водителю. Для того чтобы не остаться без пассажиров и избежать лишних конфликтов, по возможности учтите потребности потенциальных попутчиков — распишите подробно свой маршрут с указанием промежуточных городов, мест остановок и конечного пункта. Особенно важно указать, если какой-то населенный пункт вы проезжаете по окружной дороге и не сможете сделать крюк, например, до вокзала. Плюс нужно указать минимальное время, за которое вы собираетесь преодолеть путь, чтобы попутчик не уговаривал вас разогнаться быстрее положенного. Аналогично нужно договориться о допусловиях (курение, музыка, еда в машине).
У пассажиров практически всегда есть багаж, поэтому нужно указать, сколько реально поместится к вам в багажник (например, по одному чемодану на человека). Плюс обговорите с попутчиками требования по его содержанию (одно дело вещи, другое — когда они собираются перевезти что-то горючее или маркое).
Решение забрать 2–3 пассажиров в разных точках города — ошибка. Так как по пути можно попасть в пробку, или один человек окажется «слабым звеном» и задержит остальных. Лучше договориться о единой точке сбора в определенное время.
На форумах водители в основном жалуются на дисциплину пассажиров: к моменту выезда выясняется, что они опаздывают. Поэтому сразу указывайте, сколько вы максимально можете подождать — например, 15 минут либо вообще не допускаете опозданий. Обычно водители, которые берут попутчиков, едут не просто так, а на бизнес-встречу либо в командировку, поэтому время поджимает.
Родным и близким нужно обязательно сообщить, с кем вы едете (максимум известной информации, телефон и фотография), а также договориться о времени выхода на связь (иногда в пути телефон не ловит) — из соображений безопасности. Также учтите, что не стоит брать в машину человека, который при регистрации на сайте указал не правдивые данные (например, повесил чужое фото).
Советы пассажиру. Внимательно подбирайте водителя. Если указан телефон, то нужно позвонить и пообщаться с ним предварительно, выяснив (под любым предлогом) как можно больше информации (имя, сферу деятельности, место жительства и т. д.). Телефон (а если есть, то и e-mail) нужно обязательно забить в поисковик. Также нужно почитать публичные отзывы о водителе (такая возможность есть на всех сайтах по поиску попутчиков). Но учтите, что отзывы — вещь субъективная. Так, фраза «доехали быстро» может означать, что он гнал как сумасшедший, а «веселый» может означать, что водитель будет травить всю дорогу неприличные анекдоты.
Сделайте поездку публичной. Вероятность того, что преступник будет искать свою жертву в такой экзотический способ, крайне мала. Но это дорога и случиться может всякое. Поэтому лучше оставить близким людям максимум информации о водителе (сервис, где вы с ним познакомились, его контакты, описание машины с гос.номером), времени и маршруте поездки. Чтобы в случае форс-мажора (например, ДТП в пути) родные хотя бы знали, где примерно вас искать.
На многих сервисах советуют не назначать первую встречу с попутчиком в безлюдных местах. При личном знакомстве сверьте реальную информацию с той, что он вам дал (внешность — по фото на сайте), фамилия, имя, автомобиль и прочее. В случае несовпадения информации, лучше от совместной поездки оказаться.
Обратите внимание на машину. Одно дело, когда у водителя более-менее новое авто, другое — если он предлагает преодолеть несколько сотен километров на старой (старше 10 лет) иномарке — есть риск застрять среди дороги из-за ее поломки. Также перед тем, как сесть, осмотрите авто внешне: не должно быть потеков масла, бензина, странных звуков и других признаков скорой неисправности.
Сразу договоритесь о том, что будет в случае поломки, чтобы водитель не обижался на то, что вы не собираетесь скидываться на ремонт (даже если это пробитое колесо). А также обсудите другие моменты поездки: например, что вы не переносите табачный дым или определенную музыку.
В Штатах взаимоотношения между водителями и пассажирами, которые используют сервисы попуток, прописаны в законодательстве. Так, за использование онлайн-сервиса взимается плата: часть денег владелец сайта оставляет себе (комиссия — 5%), а остальное перечисляет водителю. Оператор обязан собрать о водителе и пассажирах максимум данных (фото, отзывы, профессия и место работы, сфера интересов), убедиться, что он не алкоголик/наркоман, а машина прошла техосмотр. Также участники поездок застрахованы с покрытием до $1 млн на каждый инцидент.
Источник: http://vesti-ukr.com/
Останні дописи та новини