Цены на билеты в кино грозят повысить к осени
С июня на экранах не будет ничего российского, а со следующего года можем лишиться комедий и мелодрам.
В наших кинотеатрах все реже можно увидеть переполненные залы, а уж купить билет на любой фильм в последний момент и вовсе не проблема. По словам менеджеров ряда кинотеатров, кризис вынудил украинцев пересмотреть свои траты на развлечения и, по сравнению даже с прошлогодними просевшими показателями посещаемости, количество зрителей в этом году сократилось примерно на 30%.
Как яркий пример падения зрительского интереса — не впечатляющие кассовые сборы одного из самых ожидаемых фильмов года — «50 оттенков серого». Ему прочили победу над рекордом фильма «Сумерки», последняя часть которого вышла в прокат в 2012-м и собрала в Украине $3,3 млн. В то время как эротика с Дакотой Джонсон и Джейми Дорнаном — $1,6 млн. Более того, как рассказали нам в кинотеатрах, уже через две недели после премьеры залы пустовали, и им пришлось менять репертуар.
Теперь же перед кинотеатрами остро стоит вопрос не только прибыльности, но и выживания в принципе.
«С ростом курса доллара, который за год вырос в четыре раза, у них подскочила арендная плата, в разы выросли коммунальные платежи. Кроме этого, владельцам нужно платить зарплаты сотрудникам, а стоимость билетов до сих пор не менялась. Их средняя цена по-прежнему 50–80 грн в зависимости от кинотеатра», — говорят кинодистрибьютеры.
А учитывая, что близится весенне-летний сезон, когда посещаемость традиционно снижается еще на 20–30%, прогнозируют два сценария. Первый — это удорожание билетов. Второй — передел рынка. Так, гендиректор «Киномании» (эксклюзивный дистрибьютер голливудской кинокомпании Warner Bros.) Игорь Матросов сказал нам: «Есть большие опасения, что ряд кинотеатров, а в группе риска те, у кого всего один-два зала, могут закрыться. Выживет сильнейший. А на пустые места придут другие игроки».
Представители крупных голливудских компаний в Украине, таких как Warner Bros., Sony, Disney, Universal и 20th Century Fox, которые поставляют в нашу страну свои фильмы, также терпят убытки. Но поводов для паники пока не видят. «Сейчас идут потери у всех видов бизнеса и киноиндустрия не исключение, — говорит гендиректор компании B&H Film Distribution (Sony, Disney, Universal) Богдан Батрух. — После аннексии Крыма и войны на востоке Украины кинопрокатчики уже потеряли 15% рынка. Но мы как работали, так и будем работать».
Другой кинопрокатчик на правах анонимности говорит, что поводов для оптимизма все меньше: «Мы как представители американских кинокомпаний потеряли не только из-за того, что зрителей стало меньше, но и из-за скачка доллара. Расчет в этой сфере производится так: мы бесплатно получаем фильмы компаний, интересы которых представляем в Украине, затем подписываем договоры с кинотеатрами, в которых будем прокатывать эти фильмы. Половину кассового сбора с каждой картины забирает себе кинотеатр. Вторую половину мы — дистрибьютеры. Из них 35% отдаем в Голливуд производителю картины, а 15% – себе. Учитывая то, что гривня обесценилась в четыре раза, а сборы у нас в национальной валюте, то можете посчитать, сколько теряем мы и кинотеатры. В четыре раза меньше денег мы перечисляем и голливудским компаниям».
По словам прокатчиков, Голливуд начинает интересоваться страной как кинорынком, когда кассовый сбор за год составляет $1 млрд. В первую очередь они зарабатывают на территории США, в Западной Европе, а с недавних пор в Китае, где рекордсмен прошлого года «Трансформеры: Эпоха истребления» собрал $301 млн, а в США — $245,5 млн.
Так что, с одной стороны, четырехкратный недобор от украинских прокатчиков для американских производителей нельзя назвать уж очень болезненным, ведь даже в лучшие годы Украина за год приносила всем иностранным производителям порядка $100 млн (только в 2012-м получилось даже больше). По сути это бюджет триллера «Турист» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом, или же криминальной драмы «Волк с Уолл-стрит» с Леонардо ДиКаприо, или же исторического боевика «300 спартанцев: Расцвет империи». К слову, максимальный кассовый сбор в Украине был у «Аватара» в 2009 году — $8,6 млн. Из них половина отошла кинотеатрам, а $4,3 млн поделили между собой производитель 20th Century Fox — чуть более $3 млн и прокатчик — около $1,2 млн. При этом в мире фильм Кэмерона при бюджете в $237 млн собрал $2,8 млрд.
Но, с другой стороны, учитывая, что Голливуд вкладывает большие деньги в раскрутку картин, в том числе и в Украине, последствия от падения суммы, отправляемой им, могут быть. «Минимум — это может грозить ухудшением имиджа нашей страны, а максимум — в Украине будет прокатываться меньше зарубежных картин, — говорит наш источник. — Приоритеты будут отдаваться явным блокбастерам, а недорогие картины с небольшим кассовым потенциалом могут до нас и не дойти. Как не дошел оскароносный «Бердмэн». Также при планировании проката по Украине главный офис будет выделять меньше денег украинским кинопрокатчикам на рекламную кампанию».
Если все пойдет по сценарию сокращения количества картин, то для кинотеатров жизнь серьезно усложнится. «Сейчас блокбастеры в наших кинотеатрах показываются полтора месяца. Прокатывать их дольше нет никакого смысла, потому что все желающие за это время его и так посмотрят, и залы просто будут пустовать», — говорит менеджер «Оскара». А учитывая, что с июня вступает в силу запрет на российское кино, то проблем у кинотеатров, чем заполнить сетку прибавится.
Казалось бы, открывается поле деятельности для украинского прокатного кино. Но в 2013 году, когда государство выделяло еще на съемки фильмов приличные деньги, и бюджеты этих картин были порядка $2 млн, выходило порядка 10 картин в год. Но ни одна из них не смогла себя окупить. Сейчас нет и этого, да и собрать те же $2 млн по нынешним ценам на билеты и курсе доллара — нереально. А снимать заведомо в минус никто не будет. Не станет больше в нашем прокате и европейских лент — в первую очередь лидеров британского и французского проката.
«Они и так появляются в наших кинотеатрах, но больше их смотреть не будут. Зритель и так давно уже сделал свой выбор. На место исчезнувших российских фильмов могут прийти голливудские блокбастеры, их станет явно немного больше», — говорит директор дистрибьютерской компании «Арт-хаус трафик Украина» Денис Иванов.
Но на сколько больше и каким вообще будет репертуар кинотеатров в 2016 году, будет понятно в конце лета — начале осени, когда будут утверждены прокатные планы.
В Украине есть десяток кинокомпаний, занимающихся прокатом фильмов в стране. Лидерами рынка на сегодня являются три компании, которые прокатывают порядка 80% картин. Каждая из них является дистрибьютером голливудских производителей. Так, B&H Film Distribution — эксклюзивный прокатчик картин от Universal, Paramount, Disney и Sony (поглотила Columbia Pictures). Ukrainian Film Distribution представляет в Украине интересы 20th Century Fox и DreamWorks Animation. А «Киномания» — Warner Bros.
Эта тройка бесплатно получает для проката фильмы из каталогов американских компаний, чьи интересы они представляют в Украине. Единственное, на что они тратят деньги, это на адаптацию картины — актерская многоголосая озвучка обходится в $10–15 тыс. Хотя раньше, когда фильмы кинотеатрам предоставлялись на пленках, создание одной копии стоило $3 тыс. В последние годы, после перехода на цифровые носители, кинотеатрам фактически предоставляется «большая флешка», на которой записан фильм в высоком качестве. Каждому кинотеатру присваивается индивидуальный пароль, и это устройство позволяет прокрутить фильм оговоренное количество раз.
После показа фильма половина кассового сбора остается кинотеатру, вторая же часть делится между представителем и производителем, из которых 15% остается дистрибьютеру, а 35% уходят в Голливуд.
Источник: http://vesti-ukr.com/
Останні дописи та новини