В Украине изменят правила регистрации недвижимости
Собираются внести ряд новшеств в оформлении жилья.
Концепция реформирования регистрационной системы в Украине предусматривает допуск частных лиц к процедуре приема документов на регистрацию недвижимости, жесткий многоступенчатый контроль, объединение реестра вещных прав, земельного кадастра и данных БТИ, а также расширение прав нотариусов. Об этом рассказал советник министра юстиции Джаба Эбаноидзе.
На этой неделе Концепция будет рассмотрена в Минюсте. После ее утверждения Кабмин должен разработать изменения в законодательство, и с его принятия стартует реформа в отрасли. «Если эта концепция пройдет, уже через шесть месяцев будут очень хорошие результаты, а через год серьезно уменьшится коррупция в системе», — надеется Эбаноидзе.
Предполагается, что реализация данной программы значительно упростит первичную регистрацию недвижимости в нашей стране. Речь об оформлении только построенных квадратных метров: ведь если вторичные сделки, то есть перепродажу квартир украинцев друг другу, в Украине проводят без проволочек за считанные часы, то первичные (когда возведенный дом регистрирует застройщик) затягиваются на месяцы. И это бьет по новоселам, которые не могут не въехать в купленное жилье, не начать в нем ремонт. Первопричина всех проблем — неправильная организация труда и коррупция, считают чиновники. И собираются изменить систему.
Кабмин своим постановлением №17 от 21 января распорядился ликвидировать Государственную регистрационную службу, а все ее функции переложены на Минюст. Процедура передачи дел займет шесть месяцев. До тех пор, как сообщили нам в пресс-службе Государственной регистрационной службы, они работают в штатном режиме (по старому), а обо всех изменениях будут информировать на сайте.
Одно из основных новшеств, которые предлагает новая концепция деятельности регистраторов — разделение на front-офисы (там, где принимают документы на регистрацию недвижимости) и back-офис (где оформляют регистрацию). По мнению Эбаноидзе, это будет первым шагом борьбы с коррупцией, поскольку позволит исключить из процедуры влияние человеческого фактора. «Сейчас в офисах нет разделения: регистраторы принимают заявки, регистрируют и выдают готовую документацию. Система очень уязвима со стороны коррупции, потому что когда человек все решает и имеет прямой доступ к гражданам, заинтересованным в регистрации, это порождает очень серьезную коррупцию», — считает он.
В front-офисах будут работать операторы, которые будут принимать пакеты документов на недвижимость, оцифровывать их и передавать в back-офис. А back-офис будет закрытым и регистраторы будут работать там без контакта с посетителями. Более того, при распределении заявок Эбаноидзе предлагает применять «принцип рулетки». «Программа методом случайных чисел распределяет пакеты среди регистраторов, и они никак не могут повлиять на то, чтобы получить какой-нибудь определенный пакет», — говорит Эбаноидзе.
Еще одно новшество — допустить к процессу оформления документов на недвижимость планируют частных лиц, которые будут принимать документы. Сейчас этой функцией наделены нотариусы, но Джаба Эбаноидзе считает, что допуск может быть и у юристов, и у лиц без специального образования. «Любая девочка/мальчик за месяц тренинга освоит процедуру: какие документы необходимо, как их надо оцифровывать, как вносить данные в программу. Такие авторизированные при Минюсте специалисты могут взять на себя значительную часть рутинной работы. В Грузии такие спецы охватывают 40% рынка», — говорит Эбаноидзе.
Регистраторы (вносящие/меняющие данные в госреестре) останутся госслужащими.
Правда, нотариусы не совсем понимают, зачем нужны еще какие-то операторы. «Мы оформляем сделки купли-продажи, наследования, дарения и вся процедура изменения данных в Реестре занимает минут десять. Что будут делать эти операторы?» — удивляется одесский нотариус Татьяна Левенец.
В то же время директор Института теоретико-правовых исследований в сфере юстиции и инновационных проектов Дмитрий Журавлев утверждает, что Концепция расширяет полномочия нотариусов, поскольку предоставляет им права регистрировать договора аренды, безоплатного пользования и суперфиция (право застройки земельного участка, выдается на определенный период).
«Сейчас они это делают только в случае нотариального оформления, например, договоров аренды. А в случае, когда договор аренды не заверяется нотариально, данные о сдаваемой недвижимости хозяин и арендатор могут занести только с помощью госрегистратора», — говорит Журавлев. Правда, по его словам, оценить, как много данных о сделках аренды есть в госреестре, сложно. Но если фискальные органы вдруг потребуют, чтобы перед уплатой налога на недвижимость все отношения хозяин-арендатор были внесены в реестр, это может вызвать ажиотаж, с которым не справятся госрегистраторы. «Расширение полномочий нотариусов, чтобы они без нотариального заверения договоров просто вносили данные о них в госреестр, могут спасти положение», — надеется Журавлев.
Плату за такую регистрацию предлагают оставить фиксированную (сейчас внесение данных в реестр стоит 119 грн, а выписка из него — 120 грн). «Конечно, регистрация первичных прав затратней, чем сделок купли-продажи или наследования, ведь данные вносятся, а не изменяются, — говорит Джаба Эбаноидзе. — Но на этапе реформирования надо ввести фиксированную стоимость, одну для всех операций».
Единственное исключение: плата за скорость. «Есть люди, которые готовы дать взятку только для того, чтобы получить документы день в день. Мы просто введем доплату за скорость, например, в четыре раза», — предлагает Эбаноидзе.
В дальнейшем же возможна привязка платы к площади недвижимости или ее стоимости.
При этом плата, полученная от граждан, будет распределяться в три фонда: 50% — регистраторам, 30% — фронт-офисам, 20% — на программное и техобеспечение деятельности реестров.
Третье новшество: выписку из реестра выдавать только в электронном виде, без мокрых печатей и подписей. При этом она должна быть хорошо структурирована и содержать полную информацию обо всех правах и ограничениях (арестах, залогах или других ограничениях), то есть всю информацию, которая необходима и достаточна для осуществления любой транзакции. «Потребитель получит выписку в электронном виде — не выходя из дома или офиса», — подчеркивает Эбаноидзе. Конечно, если у человека нет компьютера, на который ему могут отправить выписку, то ему ее выдадут на месте: чиновник ее распечатает. И бумагу не нужно будет заверять, поскольку документ будет содержать уникальный набор цифр (цифровую подпись), подтверждающий достоверность.
Поскольку значительная часть реформы связана с автоматизацией и электронным документооборотом, сейчас обсуждается вопрос честно-государственного партнерства в этой области, рассказал представитель Ассоциации системных интеграторов Украины — Digital Ukraine Алексей Шлимович. «Реестр находится в госсобственности и управляется Минюстом, поэтому все изменения в техническом и программном обеспечении должны идти через тендер, но мы готовы помочь на партнерских началах подготовить ту часть, которая касается работы «частников», — отметил он.
Источник: http://business.vesti-ukr.com
Останні дописи та новини