Киевляне тратят на покупки 80% своего дохода
По объему годовых потребительских расходов Киев оказался на последнем месте среди 57 городов Европы, хотя жители украинской столицы тратят 80% своих доходов на товары и услуги. К таким выводам пришли в консалтинговой компании по недвижимости Jones Lang LaSalle (JLL).
Отметим, что исследователи в своем отчете, прочат крупнейшим городам России и Украины лидерство в Европе по динамике розничных продаж. "Несмотря на заметно более низкие доходы населения, именно развивающиеся рынки, характеризующиеся как большим числом жителей, так и высокой долей трат на товары и услуги в общей структуре доходов – вплоть до 75%, будут наиболее привлекательны для ритейлеров в среднесрочной перспективе. На протяжении пяти лет, в 2013-2017 годах, розничные продажи в Москве ежегодно будут расти в среднем на 4,8%, в Петербурге – на 4,5%, в Киеве – на 4,2%, что позволит российской столице занять почетное 3-е место в Европе. Петербург и Киев также войдут в пятерку лучших с 4-м и 5-м местами соответственно", - прокомментировал результаты исследования заместитель руководителя отдела исследований компании Jones Lang LaSalle по России и СНГ Олеся Дзюба.
В среднем в год киевлянин тратит на товары и услуги 3,6 тыс. евро (38,6 тыс. грн). При этом для жителей Москвы (46-е место) эта цифра составляет 11 тыс. евро, Санкт-Петербурга (54-е) - 6,3 тыс. евро соответственно. В то же время эксперты JLL подчеркивают, что лидерами по покупательной способности населения являются жители таких небольших европейских городов, как Цюрих (38,6 тыс. евро), Осло (35,3 тыс. евро) и Люксембург (27,2 тыс. евро).
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, однако, считает, что киевляне все-таки тратят больше данной суммы. "Средняя заработная плата жителя столицы составляет около 6,3 тыс. грн, учитывая показатели Госстата и теневую экономику, которая по разным подсчетам составляет до 45-50%. То есть годовой доход составляет 63 тыс. грн, из которых он тратит примерно 50 тыс. грн", - поясняет Устенко.
Жители развивающихся стран тратят на товары и услуги больше, чем жители в развитых странах, подсчитали в JLL. Если киевляне тратят на товары и услуги 80% дохода и больше, то жители российских городов - до 75%, в то время как для Европы этот показатель составляет 30-40%.
"Такое распределение связано с привычками потребителей. В европейских городах значительная часть заработка населения идет на накопления, тогда как в городах СНГ жители предпочитают тратить "здесь и сейчас"", - объясняют в JLL. Устенко, однако, считает, что ситуация складывается абсолютно иначе. "В европейских городах население откладывает меньшую часть от своего дохода, чем в Украине. Последнее характерно для экономики развивающихся рынков. Норма сбережения в Украине сейчас составляет 10-20%, тогда как в Европе всего около 10%",— отмечает он. В США, утверждает эксперт, американцы до кризиса 2008-2009 годов почти не делали сбережений, но после него они стали откладывать больше.
"Сейчас украинцы также начали увеличивать накопления. Согласно опросу потребительские настроения начали снижаться. Население не понимает, чего ожидать в будущем", - отметил Устенко. Так, за десять месяцев общий депозитный портфель банков вырос на 13%, к ноябрю достигнув рекордных 642 млрд грн.
Хотя Госстат фиксирует рост объема розничных продаж (+9,8% по итогам девяти месяцев к январю-сентябрю прошлого года) население приобретает меньше товаров, сетуют розничные операторы. "Продажи в нашей сети, если не учитывать открытых в этом году магазинов, практически не растут. При этом средний чек с начала года снизился на 4-6%", - цитирует Ъ топ-менеджере в одной из крупных продуктовых сетей. Совладелец продуктовой сети Край Анатолий Юркевич также отмечает, что средний чек покупателей в его магазинах сокращается. "Люди стали тратить меньше, покупать более дешевые товары. Это происходит за счет общего падения уровня доходов, задержек с выплатой заработной платы", - считает он.
Реальный рост продаж отмечают в сетях бытовой техники и электроники. "По итогам десяти месяцев рынок вырос на 13%, несмотря на то что самые оптимистичные прогнозы были около 5%. Однако по итогам IV квартала мы ожидаем нулевой рост, как и в прошлом году", - рассказал генеральный директор сети Эльдорадо Сергей Цибульский. Юркевич надеется, что к концу году уровень потребления населения традиционно вырастет за счет новогодних праздников. "Но, возможно, в этом году прирост будет меньше, чем в прошлом году", - признает он.
Источник: http://korrespondent.net
Последние сообщения и новости