Банки начали "стучать" на клиентов в налоговую
Юрист посоветовал, как предоставлять персональные данные
Нацбанк начал исполнять обещанное — проверять источники дохода украинцев. Теперь всем клиентам банков, чьи операции кажутся хоть чуть-чуть подозрительными, звонят представители банка или даже фискальная служба с вопросом: откуда деньги поступают на ваш счет? Эксперты советуют не отвечать без письменного запроса — на другом конце провода могут оказаться как проверяющие органы, так и мошенники.
Еще в начале апреля НБУ разослал всем банкам письмо (есть в редакции), в котором дал четкие указания, на кого обращать особое внимание. Под прицел попадают те, кто регулярно, более трех раз в месяц снимает со счета перечисленные деньги, которые приходят к нему из-за границы в качестве материальной помощи, переводов, кредитов, платы за ценные бумаги. Также вызывают сомнения клиенты, которые обналичивают деньги, перечисленные им обычным физлицом или из-за границы. Рискованными являются и операции с кредитами, которые были погашены в ближайшие дни после получения. Обо всех подобных операциях банки обязаны сообщать в Финмониторинг, а те, в свою очередь, — в правоохранительные органы.
Украинцы уже почувствовали на себе все прелести проверок. «Я частный предприниматель и занимаюсь фрилансом в сфере IT, и большинство моих заказчиков — из-за границы, в частности, из США. На прошлой неделе мне перечислили на карточку гонорар — 50 тыс. грн. Через несколько дней мне позвонили из налоговой и спросили, откуда деньги. Причем звонивший оперировал моими номером счета, суммой. Я уже молчу о телефоне и фамилии. Я их культурно послал — сказал, что если есть какие-то вопросы, то пусть присылают официальное письмо», — рассказал нам Олег Черкаскин из Одессы. Киевлянка Екатерина Фоменко тоже получила звонок. «Я просто опешила, когда услышала вопрос: «Откуда у вас деньги на коммунальные платежи, если вы три года без дохода? То есть если бы я не платила, тогда все путем», — возмущается девушка на одном из форумов.
В Госфискальной службе такие звонки объясняют уточнениями во время кампании декларирования доходов. «Необязательно вам будут присылать запросы, вы же понимаете, сотрудников у нас не хватает. С другой стороны, есть случаи, когда под видом налоговой звонят мошенники. Особенно в восточных регионах. Поэтому нужно проверять, действительно ли вам звонили из госучреждения, и только после этого давать ответ», — сказал нам руководитель пресс-службы Госфискальной службы Украины Виктор Косарчук.
По словам юриста Ростислава Кравца, предоставление банками персональных данных клиентов фининспекции — нормальная практика. «Но проблема в другом. По правилам, банки сами должны проводить финмониторинг клиентов и, в случае возникновения подозрений, блокировать деньги на счету, а потом отправлять информацию в фининспекцию, которая, в свою очередь, отправляет клиенту официальный запрос с просьбой объяснить источник дохода. Никаких телефонных объяснений быть не должно», — сказал нам Кравец. Он советует: если вам позвонили, нужно уточнить фамилию и имя собеседника, должность. «Дальше нужно попросить его отправить вам письменный запрос со ссылками на нормативные акты. Без письменного запроса ни на какие вопросы отвечать не нужно», — говорит Кравец.
Источник: http://business.vesti-ukr.com/
Последние сообщения и новости